Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — сейчас на сайте
""
Фотоальбом

"Приезжайте ко мне в Мелихово"

COOLPIX P610
35 48

Не так давно я рассказывала вам об усадьбе А. П. Чехова Мелихово. Сегодня мы побродим по дому, в котором писатель жил здесь с семьей — матерью, отцом и сестрой. После поездки на Сахалин Чехов поселился в Москве, но с каждым днем его легочная болезнь все больше давала о себе знать, и начались спешные поиски подходящей усадьбы. В общем-то Мелихово купили случайно, а сам Антон Павлович даже не осматривал ее. В феврале 1892 года семейство Чеховых приобрело у театрального художника Н. П. Сорохтина за 13 тысяч рублей большое, в 213 десятин земли, но довольно запущенное имение в Серпуховском уезде под Москвой. Чеховы с удовольствием взялись за его обустройство, оборудование парка. Скромный дом, оставили без изменений.

В конце XIX века Мелихово окружали поля, березовые рощи, бесчисленные мелкие речушки. В селе стояли сорок крестьянских дворов и одна деревянная церковь. Чехов прожил здесь семь лет. Период этот считается одним из самых плодотворных в жизни и творчестве писателя.

«Дом и уклад мелиховский, по-моему, мог бы хорошо описать только сам Чехов. Это была настоящая Чеховская усадьба — совсем не Тургеневская: не старинный дом с колоннами, вековым парком и беседкой Миловидой, не романтический уголок из «Фауста» или «Затишья»: нет — новый, низкий дом без всякого стиля, все нового поколения и новые посадки, сделанные руками хозяина. А у всех Чеховых есть одно замечательное свойство: их «слушаются» цветы и растения, и все, что бы они ни посадили, как говорится, «хоть палку воткни», хорошо принимается. А.П. сам сажал, высеивал, обрезал розы, чем-то белым обмазывал свои яблони и гордился своим садом. Каждую аллею, каждое дерево показывал в особом освещении: «Вот эти сосны особенно хороши на закате, когда стволы красные. А дуб надо смотреть в сумерки», и т. п. И прудик свой он любил, и ему не мешало, что на том берегу была деревня, и завалинку перед гумном, смотревшую прямо в поле.

Близость деревни не мешала ему, потому что с крестьянами отношения установились отличные. Шли они к нему за всем без церемонии. Полна деревня была каких-то старух, «бабка Анна», «бабка Вера», которых он и лечил, и содержал. Отправляясь иногда с Машей в обход по этим «старушкам», я видела, как это просто и хорошо делалось, без слащавой сентиментальности, все с той же шуткой, которая являлась отличительной чеховской чертой. У всех у них эта немножко юмористическая складка губ, и собирающиеся в морщинки углы глаз, и умение пошутить, и любовь подразнить, как сам А.П. писал: «Вы знаете, мы не можем жить, если у нас нет мишени, куда бы мы пускали свои юмористические стрелы» — писала частая гостья усадьбы актриса
Т. Л. Щепкина -Куперник в книге «Дни моей жизни».

Хотя Антон Павлович часто любил говорить о том, что в его жилах течет мужицкая кровь, в самом начале своей дачной жизни он признался: "Я... в сельском хозяйстве знаю только, что земля черная". В Мелихове писатель открыл для себя прелести жизни на природе. Чехов редко заглядывал на поля, озимые и яровые имели для него значение только как пейзаж. Но в саду работал с азартом. Приглашая в гости многочисленных  друзей, непременно говорил: "Приезжайте ко мне в Мелихово в мае, когда сады распускаются".
Хотя Антон Павлович часто любил говорить о том, что в его жилах течет мужицкая кровь, в самом начале своей дачной жизни он признался: "Я... в сельском хозяйстве знаю только, что земля черная". В Мелихове писатель открыл для себя прелести жизни на природе. Чехов редко заглядывал на поля, озимые и яровые имели для него значение только как пейзаж. Но в саду работал с азартом. Приглашая в гости многочисленных друзей, непременно говорил: "Приезжайте ко мне в Мелихово в мае, когда сады распускаются".
Дом А.П.Чехова, в котором писатель с семьей жил с 1892 по 1898 год.
Дом А.П.Чехова, в котором писатель с семьей жил с 1892 по 1898 год.
На самом деле усадебный дом не выдержал революционных перемен и запустения, и рухнул в 1929 году. Тот, что мы видим сейчас — его точная копия, воссозданная по фотографиям и воспоминаниям сестры Чехова, Марии Павловны.
На самом деле усадебный дом не выдержал революционных перемен и запустения, и рухнул в 1929 году. Тот, что мы видим сейчас — его точная копия, воссозданная по фотографиям и воспоминаниям сестры Чехова, Марии Павловны.
Большую помощь в восстановлении усадьбы оказал и племянник Чехова, Сергей Михайлович, который обнаружил в семейном архиве план имения. Дом возвели на старом фундаменте. Удалось собрать вещи, вывезенные ранее из Мелихово.
Большую помощь в восстановлении усадьбы оказал и племянник Чехова, Сергей Михайлович, который обнаружил в семейном архиве план имения. Дом возвели на старом фундаменте. Удалось собрать вещи, вывезенные ранее из Мелихово.
Рядом с домом был пруд, оставшийся еще от прежнего владельца. Антон Павлович шутил: "В саду в пятнадцати шагах от дома пруд... с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна".
Рядом с домом был пруд, оставшийся еще от прежнего владельца. Антон Павлович шутил: "В саду в пятнадцати шагах от дома пруд... с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна".
Лучшая комната была  отведена Антону Павловичу под кабинет. "Большая, с огромными венецианскими окнами, с тамбуром, чтобы не дуло, с камином и большим турецким диваном. Зимой окна до половины заносило снегом. Иногда зайцы заглядывали в них из сугробов... А весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович" (из воспоминаний  Т.Л.Щепкиной-Куперник)
Лучшая комната была отведена Антону Павловичу под кабинет. "Большая, с огромными венецианскими окнами, с тамбуром, чтобы не дуло, с камином и большим турецким диваном. Зимой окна до половины заносило снегом. Иногда зайцы заглядывали в них из сугробов... А весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович" (из воспоминаний Т.Л.Щепкиной-Куперник)
Здесь были написаны "Остров Сахалин",  "Палата №6", "Дядя Ваня" и другие.
Здесь были написаны "Остров Сахалин", "Палата №6", "Дядя Ваня" и другие.
На самом видном месте большой письменный стол. На нем - любимая чернильница писателя (один из самых старых экспонатов музея), ручка, карандаш и черновики рукописей. Рядом с рукописями- врачебные инструменты и медицинский отчет в Серпуховское земство, из которого видно, как много больных было принято Чеховым за первые месяцы его пребывания в Мелихово; визитная карточка и пенсне писателя. На столе стоит фотография П.И.Чайковского с дарственной надписью Чехову.
На самом видном месте большой письменный стол. На нем - любимая чернильница писателя (один из самых старых экспонатов музея), ручка, карандаш и черновики рукописей. Рядом с рукописями- врачебные инструменты и медицинский отчет в Серпуховское земство, из которого видно, как много больных было принято Чеховым за первые месяцы его пребывания в Мелихово; визитная карточка и пенсне писателя. На столе стоит фотография П.И.Чайковского с дарственной надписью Чехову.
В углу  — кресло-качалка конца XIX века. Вполне возможно, что с просьбой о приобретении именно такого кресла Чехов обратился к своей сестре Марии Павловне в 1895 году. И кресло было куплено в магазине Мюра и Мерилиза (это нынешний московский ЦУМ). На камине стоит полотняный портфель с надписью «Перепись 1897 г.». Чехов лично занимался переписью крестьян в двух деревнях — Мелихове и Бершове.
В углу — кресло-качалка конца XIX века. Вполне возможно, что с просьбой о приобретении именно такого кресла Чехов обратился к своей сестре Марии Павловне в 1895 году. И кресло было куплено в магазине Мюра и Мерилиза (это нынешний московский ЦУМ). На камине стоит полотняный портфель с надписью «Перепись 1897 г.». Чехов лично занимался переписью крестьян в двух деревнях — Мелихове и Бершове.
Гостиная. "У меня по целым дням играют и поют романсы в гостиной, рядом с моим кабинетом, и поэтому я постоянно пребываю в элегическом настроении" - писал Антон Павлович.
Гостиная. "У меня по целым дням играют и поют романсы в гостиной, рядом с моим кабинетом, и поэтому я постоянно пребываю в элегическом настроении" - писал Антон Павлович.
Летом здесь всегда была открыта стеклянная дверь на веранду, и звуки музыки плыли в сад, а из сада в комнату доносился запах цветов. Рояль не чеховский, но из круга общения писателя. Принадлежал семье Семенковичей и находился в их усадьбе Васькино, куда Чехов ездил сам и куда возил своих друзей послушать игру хозяйки дома, Евгении Михайловны.
Летом здесь всегда была открыта стеклянная дверь на веранду, и звуки музыки плыли в сад, а из сада в комнату доносился запах цветов. Рояль не чеховский, но из круга общения писателя. Принадлежал семье Семенковичей и находился в их усадьбе Васькино, куда Чехов ездил сам и куда возил своих друзей послушать игру хозяйки дома, Евгении Михайловны.
В этой комнате жила сестра Чехова, Мария Павловна.
В этой комнате жила сестра Чехова, Мария Павловна.
Мария Павловна преподавала историю и географию в женской гимназии Ржевской в Москве. В Мелихово она старалась приезжать часто:здесь старики-родители, огородные и всякие хозяйственные дела. Именно Маша рассчитывалась с работниками, подыскивала горничных.
Мария Павловна преподавала историю и географию в женской гимназии Ржевской в Москве. В Мелихово она старалась приезжать часто:здесь старики-родители, огородные и всякие хозяйственные дела. Именно Маша рассчитывалась с работниками, подыскивала горничных.
 В мелиховские годы она серьезно занималась живописью, посещала вечерние классы при Строгановском училище. Ее работы хвалили Левитан и Серов.
В мелиховские годы она серьезно занималась живописью, посещала вечерние классы при Строгановском училище. Ее работы хвалили Левитан и Серов.
В комнате представлены работы Марии Павловны и ее подруг, часто гостивших в Мелихово.
В комнате представлены работы Марии Павловны и ее подруг, часто гостивших в Мелихово.
В 1896 году Чехов, одобрявший увлечение сестры живописью, уступил ей свой просторный кабинет с тремя окнами, а сам переехал в ее комнату. Здесь он начал работать над повестью "Моя жизнь".
В 1896 году Чехов, одобрявший увлечение сестры живописью, уступил ей свой просторный кабинет с тремя окнами, а сам переехал в ее комнату. Здесь он начал работать над повестью "Моя жизнь".
Пушкинская комната. Ее еще называли то итальянской, то венецианской  из-за цветных окон-витражей в итальянском стиле. А пушкинской комнату называли потому, что здесь висит литография с портрета писателя кисти  Кипренского. Литографию Мария Павловна получила в подарок от полтавского помещика Смагина, который позже сделал ей предложение. Предложение не было принято, а портрет занял место на стене.
Пушкинская комната. Ее еще называли то итальянской, то венецианской из-за цветных окон-витражей в итальянском стиле. А пушкинской комнату называли потому, что здесь висит литография с портрета писателя кисти Кипренского. Литографию Мария Павловна получила в подарок от полтавского помещика Смагина, который позже сделал ей предложение. Предложение не было принято, а портрет занял место на стене.
Спальня Чехова. Здесь Антон Павлович не только спал, но и писал по ночам, готовил лекарства для пациентов. За изголовьем дубовый письменный стол. Иногда писатель переставлял его к кровати и так работал.
На столе - шкафчик-аптечка и металлическая тарелка с медицинскими склянками.
Спальня Чехова. Здесь Антон Павлович не только спал, но и писал по ночам, готовил лекарства для пациентов. За изголовьем дубовый письменный стол. Иногда писатель переставлял его к кровати и так работал. На столе - шкафчик-аптечка и металлическая тарелка с медицинскими склянками.
Напротив кровати - умывальный столик. Мария Павловна вспоминала: "Умывальник стоял в комнате Антона Павловича. Там умывались мужчины-гости. У меня в комнате стоял умывальник, который был к услугам женщин." Шкаф был изготовлен по чертежам Марии Павловны. Работу выполнил мелиховский столяр Никита Слёзкин в 1890-е годы. В дизайне уже чувствуются первые дуновения модерна. За открытой дверцей посетителям демонстрируются сорочка Чехова, галстук-бабочка и белые накрахмаленные манжеты. В углу за шкафом прячется бамбуковая удочка.
Напротив кровати - умывальный столик. Мария Павловна вспоминала: "Умывальник стоял в комнате Антона Павловича. Там умывались мужчины-гости. У меня в комнате стоял умывальник, который был к услугам женщин." Шкаф был изготовлен по чертежам Марии Павловны. Работу выполнил мелиховский столяр Никита Слёзкин в 1890-е годы. В дизайне уже чувствуются первые дуновения модерна. За открытой дверцей посетителям демонстрируются сорочка Чехова, галстук-бабочка и белые накрахмаленные манжеты. В углу за шкафом прячется бамбуковая удочка.
Комната отца, Павла Егоровича. Отец писателя  говорил про свою комнатку: «Моя монашеская келья». Он был достаточно одарен (справа на стене висит его скрипка), богомолен (слева в углу киот с тремя образами) и педантичен (на конторке лежит большая амбарная книга, в которую Павел Егорович ежедневно записывал все, что происходило на улице, в семье и в доме).
Комната отца, Павла Егоровича. Отец писателя говорил про свою комнатку: «Моя монашеская келья». Он был достаточно одарен (справа на стене висит его скрипка), богомолен (слева в углу киот с тремя образами) и педантичен (на конторке лежит большая амбарная книга, в которую Павел Егорович ежедневно записывал все, что происходило на улице, в семье и в доме).
Родился Павел Егорович  крепостным, но со временем выбился в купцы. Еще мальчишкой он научился играть на скрипке. Когда-то Павел Чехов пел и играл в церковном хоре.
Родился Павел Егорович крепостным, но со временем выбился в купцы. Еще мальчишкой он научился играть на скрипке. Когда-то Павел Чехов пел и играл в церковном хоре.
Павел Егорович частенько запирался в своей комнате, чтобы поиграть на скрипке и попрактиковаться в церковном песнопении.
Павел Егорович частенько запирался в своей комнате, чтобы поиграть на скрипке и попрактиковаться в церковном песнопении.
Столовая.
Столовая.
 В мелиховские годы Мария Павловна отправилась в магазин Мюра и Мерилиза, чтобы приобрести там столовый фарфоровый сервиз. Он состоял более чем из 40 предметов. Уезжая в Ялту, Чеховы забрали сервиз с собой. Когда в 1920-е годы в Ялте организовывался чеховский музей, Мария Павловна использовала часть сервиза для формирования там экспозиции. Другую часть она поделила между своими племянниками Сергеем и Евгенией (детьми младшего брата, Михаила Павловича). И уже в самом конце 1950-х годов Сергей Михайлович передал принадлежавшую ему часть сервиза в Мелихово.
В мелиховские годы Мария Павловна отправилась в магазин Мюра и Мерилиза, чтобы приобрести там столовый фарфоровый сервиз. Он состоял более чем из 40 предметов. Уезжая в Ялту, Чеховы забрали сервиз с собой. Когда в 1920-е годы в Ялте организовывался чеховский музей, Мария Павловна использовала часть сервиза для формирования там экспозиции. Другую часть она поделила между своими племянниками Сергеем и Евгенией (детьми младшего брата, Михаила Павловича). И уже в самом конце 1950-х годов Сергей Михайлович передал принадлежавшую ему часть сервиза в Мелихово.
Среди многочисленных мемориальных предметов на сервировочном столике стоит спиртовой, со стеклянной крышкой, кофейник-самовар. Михаил Павлович купил его в мелиховские годы. Чехов, хотя и называл в шутку кофейник «умным», но в отсутствие брата старался пользоваться другим кофейником, обычным.
Среди многочисленных мемориальных предметов на сервировочном столике стоит спиртовой, со стеклянной крышкой, кофейник-самовар. Михаил Павлович купил его в мелиховские годы. Чехов, хотя и называл в шутку кофейник «умным», но в отсутствие брата старался пользоваться другим кофейником, обычным.
Комната матери, Евгении Яковлевны Чеховой.
Комната матери, Евгении Яковлевны Чеховой.
Комната воссоздана по  воспоминаниям гостей чеховского дома: здесь был «застекленный шкаф из красного дерева, в котором стояла кое-какая посуда, был большой шкаф для одежды, кровать, швейная машинка «Зингер» на столике у окна с белыми кисейными занавесками».
Комната воссоздана по воспоминаниям гостей чеховского дома: здесь был «застекленный шкаф из красного дерева, в котором стояла кое-какая посуда, был большой шкаф для одежды, кровать, швейная машинка «Зингер» на столике у окна с белыми кисейными занавесками».
В 1897 году здоровье Чехова резко ухудшилось, и врачи рекомендовали ему не жить в Мелихове зимой и осенью. В октябре 1898 года умер отец, Павел Егорович.
В 1897 году здоровье Чехова резко ухудшилось, и врачи рекомендовали ему не жить в Мелихове зимой и осенью. В октябре 1898 года умер отец, Павел Егорович.
В это время Антон Павлович находился в Ялте. Он тяжело переживал смерть отца и волновался за беспомощную мать и сестру. Тогда же Антон Павлович размышлял и о будущем усадьбы: «Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то житье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».
В это время Антон Павлович находился в Ялте. Он тяжело переживал смерть отца и волновался за беспомощную мать и сестру. Тогда же Антон Павлович размышлял и о будущем усадьбы: «Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то житье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».
В 1898 году Чеховы продали усадьбу и переехали в Крым.
В 1898 году Чеховы продали усадьбу и переехали в Крым.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому