Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 19:31
""
Фотоальбом

«Новоспасское — рай земной»

COOLPIX P610
37 48

Сегодня я приглашаю вас прогуляться в Новоспасское — родовое имение Михаила Ивановича Глинки. Сейчас это единственный в мире мемориальный музей композитора. Здесь он родился 20 мая 1804 года и жил до двенадцати лет, получил свое первое образование. Да и в зрелом возрасте Михаил Иванович не раз приезжал в Новоспасское. Всего в родной усадьбе он провел семнадцать с половиной лет.

Отец композитора, Иван Николаевич Глинка был, отменным хозяйственником. Имение было ухоженным, прибыльным. Все благоденствовало и процветало. У Глинок часто случались и музыкальные увеселения. Дядя Миши по матери имел оркестр из крепостных крестьян, который играл русские песни во время обедов. А после них на большой поляне, куда выходили двери из гостиной, крестьяне устраивали пляски и игры. «И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку», — вспоминал спустя много лет Глинка.

В 1817 году Михаил Иванович уехал в Санкт-Петербург учиться в Благородном пансионе для юношей, но постоянно приезжал в имение. Глинка его очень любил. «Новоспасское — рай земной» — любил повторять композитор.

Во времена, когда Новоспасским владел дед композитора, усадьба была небольшая: несколько строений, плодовый сад и пруд.
Во времена, когда Новоспасским владел дед композитора, усадьба была небольшая: несколько строений, плодовый сад и пруд.
Дом деда, в котором появился на свет мальчик, не сохранился. Новоспасское подверглось нападению французов в Отечественную войну 1812 года, усадьба была разграблена и сожжена (Мише было тогда восемь лет).
Дом деда, в котором появился на свет мальчик, не сохранился. Новоспасское подверглось нападению французов в Отечественную войну 1812 года, усадьба была разграблена и сожжена (Мише было тогда восемь лет).
Новый дом, выстроенный отцом Глинки, был прекрасным, «роскошь была во всём». Позже сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала: «Всё было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних».
Новый дом, выстроенный отцом Глинки, был прекрасным, «роскошь была во всём». Позже сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала: «Всё было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних».
К сожалению, и этот усадебный дом не уцелел. После смерти композитора и его ближайших родственников имение в Новоспасском продали. Новые владельцы дом разобрали и перевезли в подмосковную Коломну.
К сожалению, и этот усадебный дом не уцелел. После смерти композитора и его ближайших родственников имение в Новоспасском продали. Новые владельцы дом разобрали и перевезли в подмосковную Коломну.
В 70-е годы прошлого века было принято решение возродить усадьбу композитора. На старом каменном фундаменте по сохранившемуся рисунку и воспоминаниям родственников композитора был восстановлен усадебный дом.
В 70-е годы прошлого века было принято решение возродить усадьбу композитора. На старом каменном фундаменте по сохранившемуся рисунку и воспоминаниям родственников композитора был восстановлен усадебный дом.
Кроме того, воссоздали гостевой флигель, каретный сарай, людскую избу, кухню-пекарню.
Кроме того, воссоздали гостевой флигель, каретный сарай, людскую избу, кухню-пекарню.
Возродили парк, в котором вновь появились каскады прудов, беседки, разбили фруктовый сад. В мае 1982 года открыли музей.
Возродили парк, в котором вновь появились каскады прудов, беседки, разбили фруктовый сад. В мае 1982 года открыли музей.
Дом большой, в нём 27 комнат, большинство из них открыто для посетителей. На первом этаже расположены гостевые спальни и покои хозяев, парадные комнаты. Несмотря на то, что мемориальных предметов в музейной усадьбе единицы, большая часть экспонатов - подлинные предметы эпохи. Для усиления впечатления все знакомство с домом проходит под звуки произведений композитора. На мой взгляд - очень удачное решение.
Дом большой, в нём 27 комнат, большинство из них открыто для посетителей. На первом этаже расположены гостевые спальни и покои хозяев, парадные комнаты. Несмотря на то, что мемориальных предметов в музейной усадьбе единицы, большая часть экспонатов - подлинные предметы эпохи. Для усиления впечатления все знакомство с домом проходит под звуки произведений композитора. На мой взгляд - очень удачное решение.
Комната матери композитора. Интерьеры комнат воссоздавались, как типовые того времени. Например, каких-либо указаний на убранство спальни матери Глинки нет ни в письмах самого композитора, ни в воспоминаниях его сестер.
Комната матери композитора. Интерьеры комнат воссоздавались, как типовые того времени. Например, каких-либо указаний на убранство спальни матери Глинки нет ни в письмах самого композитора, ни в воспоминаниях его сестер.
Рисунок М.И.Глинки в спальне матери.
Рисунок М.И.Глинки в спальне матери.
Хозяйка дома Евгения Андреевна  после смерти мужа сама управляла имением. Она много читала, любила музыку, ухаживала за садом и цветами, любила уют.
Хозяйка дома Евгения Андреевна после смерти мужа сама управляла имением. Она много читала, любила музыку, ухаживала за садом и цветами, любила уют.
У Евгении Андреевны и Ивана Николаевича было тринадцать детей, но мать пережили лишь четверо - Михаил и три его сестры.
У Евгении Андреевны и Ивана Николаевича было тринадцать детей, но мать пережили лишь четверо - Михаил и три его сестры.
На стене - групповой семейный портрет. Евгении Андреевне 34 года, Михаилу -13, его сестре  Пелагее - 12 лет.
На стене - групповой семейный портрет. Евгении Андреевне 34 года, Михаилу -13, его сестре Пелагее - 12 лет.
"Милая и бесценная маменька", "ангел-маменька", "любовь к вам не допустит меня до отчаяния" - из этих слов видно, как любил мать Михаил. После того, как в 1851 году Елены Андреевны не стало, композитор больше ни разу не приезжал в Новоспасское.
"Милая и бесценная маменька", "ангел-маменька", "любовь к вам не допустит меня до отчаяния" - из этих слов видно, как любил мать Михаил. После того, как в 1851 году Елены Андреевны не стало, композитор больше ни разу не приезжал в Новоспасское.
Следующая комната рассказывает о крестьянском быте усадьбы.
Следующая комната рассказывает о крестьянском быте усадьбы.
Рядом с гостевыми спальнями располагалась диванная, которая открывала анфиладу парадных комнат дома. Глинки называли диванную «говорильня», комната служила местом отдыха и встреч гостей. Сейчас эта комната рассказывает историю семьи.
Рядом с гостевыми спальнями располагалась диванная, которая открывала анфиладу парадных комнат дома. Глинки называли диванную «говорильня», комната служила местом отдыха и встреч гостей. Сейчас эта комната рассказывает историю семьи.
Гостиная. Продолжает анфиладу парадных комнат.
Гостиная. Продолжает анфиладу парадных комнат.
Убранство гостиной, служившей для официального приёма гостей, типично для той эпохи. В интерьере представлены мебель и живописные полотна XIX века.
Убранство гостиной, служившей для официального приёма гостей, типично для той эпохи. В интерьере представлены мебель и живописные полотна XIX века.
Парадная зала. Ее интерьер восстановлен по сохранившемуся рисунку современницы. Здесь устраивали балы, для гостей играл крепостной оркестр.
В этой зале летом 1835 года М.И.Глинка работал над оперой "Иван Сусанин".
Парадная зала. Ее интерьер восстановлен по сохранившемуся рисунку современницы. Здесь устраивали балы, для гостей играл крепостной оркестр. В этой зале летом 1835 года М.И.Глинка работал над оперой "Иван Сусанин".
Композитор вспоминал: "Ежедневно утром садился я за стол в большой и веселой зале в нашем Новоспасском. Это была наша любимая комната; сестры, матушка, жена,одним словом, вся семья там же копошилась, и чем живее болтали и смеялись, те быстрее шла моя работа.
Время было прекрасное, и часто я работал отворивши двери в сад, и впивал в себя чистый бальзамический воздух".
Композитор вспоминал: "Ежедневно утром садился я за стол в большой и веселой зале в нашем Новоспасском. Это была наша любимая комната; сестры, матушка, жена,одним словом, вся семья там же копошилась, и чем живее болтали и смеялись, те быстрее шла моя работа. Время было прекрасное, и часто я работал отворивши двери в сад, и впивал в себя чистый бальзамический воздух".
Зимой М.И. Глинка приглашал в дом крестьян,слушал в зале их песни,смотрел хороводы, подыгрывал им на фортепиано.
Зимой М.И. Глинка приглашал в дом крестьян,слушал в зале их песни,смотрел хороводы, подыгрывал им на фортепиано.
Рояль фирмы Тишнер  первой половины XIX века, принадлежавший сестре композитора.
Рояль фирмы Тишнер первой половины XIX века, принадлежавший сестре композитора.
Столовая. В этой комнате обедала семья Глинок и многочисленные гости Новоспасского.
Столовая. В этой комнате обедала семья Глинок и многочисленные гости Новоспасского.
"Наша столовая была очень большая, но все гости не помещались в ней, а ставились еще два длинных стола в двух кабинетах отца, близ столовой. Нас, детей в праздники обычно за столом не помещали." (Л.И.Шестакова)
"Наша столовая была очень большая, но все гости не помещались в ней, а ставились еще два длинных стола в двух кабинетах отца, близ столовой. Нас, детей в праздники обычно за столом не помещали." (Л.И.Шестакова)
Сервиз, выполненный киевскими мастерами по заказу матери композитора в 1832 году.
Сервиз, выполненный киевскими мастерами по заказу матери композитора в 1832 году.
Бильярдная. Замыкает анфиладу парадных комнат дома. Служила местом отдыха и развлечений мужской части общества.
Бильярдная. Замыкает анфиладу парадных комнат дома. Служила местом отдыха и развлечений мужской части общества.
В новоспасском доме вы нигде не увидите современных отопительных приборов, только изразцовые печи. Смоленские музейщики стали первыми, кто применил этот приём: все отопительные приборы, все разводки электрического отопления дома провели под двойным деревянным полом, а всё отопительное оборудование сгруппировали в старинных изразцовых печах, тем самым сохранив историческую достоверность усадьбы.
В новоспасском доме вы нигде не увидите современных отопительных приборов, только изразцовые печи. Смоленские музейщики стали первыми, кто применил этот приём: все отопительные приборы, все разводки электрического отопления дома провели под двойным деревянным полом, а всё отопительное оборудование сгруппировали в старинных изразцовых печах, тем самым сохранив историческую достоверность усадьбы.
"Праздник в Венеции" (Неизвестный художник, Фландрия)
"Праздник в Венеции" (Неизвестный художник, Фландрия)
Кабинет Ивана Николаевича Глинки, отца композитора. Вступив во владение имением, он перевернул весь экономический уклад Новоспасскго, широко развернув предпринимательскую деятельность. Основой ее стали хлебные поставки и подряды. Он построил конный, кирпичный, винокуренный заводы, фетровую мастерскую, развернул ремесла и промыслы.
Кабинет Ивана Николаевича Глинки, отца композитора. Вступив во владение имением, он перевернул весь экономический уклад Новоспасскго, широко развернув предпринимательскую деятельность. Основой ее стали хлебные поставки и подряды. Он построил конный, кирпичный, винокуренный заводы, фетровую мастерскую, развернул ремесла и промыслы.
 Иван Николаевич разбил вокруг дома великолепный парк, который занимал 20 га, устроил цветочный сад.
В усадьбе была оранжерея из пяти отделений, где зрели ананасы, абрикосы, персики, лимоны. Были разбиты виноградники, устроена пасека.
Иван Николаевич разбил вокруг дома великолепный парк, который занимал 20 га, устроил цветочный сад. В усадьбе была оранжерея из пяти отделений, где зрели ананасы, абрикосы, персики, лимоны. Были разбиты виноградники, устроена пасека.
Кабинет хозяина усадьбы обставлен мебелью эпохи. Керосиновая лампа на столе-из дома Глинок.
Кабинет хозяина усадьбы обставлен мебелью эпохи. Керосиновая лампа на столе-из дома Глинок.
Раньше при кабинете была секретарская, которая служила местом деловых приёмов. Кроме того, в ней дежурил камердинер, как в часы приёма, так и в ночное время.
Раньше при кабинете была секретарская, которая служила местом деловых приёмов. Кроме того, в ней дежурил камердинер, как в часы приёма, так и в ночное время.
Лестница на второй этаж дома, где находились детские спальни, классная комната, комнаты композитора.
Лестница на второй этаж дома, где находились детские спальни, классная комната, комнаты композитора.
Кабинет Михаила Ивановича Глинки. Комната по совместительству была и его спальней. Композитор работал здесь над отдельными фрагментами опер "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила", над фортепианными и оркестровыми произведениями.
Кабинет Михаила Ивановича Глинки. Комната по совместительству была и его спальней. Композитор работал здесь над отдельными фрагментами опер "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила", над фортепианными и оркестровыми произведениями.
Комната птиц. Своим любимцам композитор выделил комнату напротив своего кабинета. Здесь с раннего утра было солнце. Среди растений из оранжерей обитали разные пернатые, среди которых были варакушки, ольшанки, черноголовки, малиновки и даже соловей. Сестра композитора вспоминала: «Все они летали на свободе по комнате, в которой для брата была поставлена кушетка; он часто лежал на ней и прислушивался к их щебетанию и пению». 
Везде, где Глинка ни жил: в Петербурге и Польше, Германии и Франции, Италии и Испании, у него были «птичьи заведения». Глинка так объяснял своё увлечение птицами: «…птички наводили меня на новые сочинения: мне довольно одного чириканья какой-нибудь птички, чтоб создать из этого целую музыкальную фантазию».
Сейчас в птичьей комнате живут канарейки, и их пение, на мой взгляд, отлично сочетается с музыкой композитора.
Комната птиц. Своим любимцам композитор выделил комнату напротив своего кабинета. Здесь с раннего утра было солнце. Среди растений из оранжерей обитали разные пернатые, среди которых были варакушки, ольшанки, черноголовки, малиновки и даже соловей. Сестра композитора вспоминала: «Все они летали на свободе по комнате, в которой для брата была поставлена кушетка; он часто лежал на ней и прислушивался к их щебетанию и пению». Везде, где Глинка ни жил: в Петербурге и Польше, Германии и Франции, Италии и Испании, у него были «птичьи заведения». Глинка так объяснял своё увлечение птицами: «…птички наводили меня на новые сочинения: мне довольно одного чириканья какой-нибудь птички, чтоб создать из этого целую музыкальную фантазию». Сейчас в птичьей комнате живут канарейки, и их пение, на мой взгляд, отлично сочетается с музыкой композитора.
"Пушкин и Жуковский у Глинки" В.Артамонов.
В «Записках», оставленных  Михаилом Ивановичем Глинкой, мы читаем: «...Я часто виделся с Жуковским и Пушкиным. Жуковский дал мне однажды фантазию «Ночной смотр», только что им написанную. К вечеру она уже была готова, и я пел её у себя в присутствии Жуковского и Пушкина...»
"Пушкин и Жуковский у Глинки" В.Артамонов. В «Записках», оставленных Михаилом Ивановичем Глинкой, мы читаем: «...Я часто виделся с Жуковским и Пушкиным. Жуковский дал мне однажды фантазию «Ночной смотр», только что им написанную. К вечеру она уже была готова, и я пел её у себя в присутствии Жуковского и Пушкина...»
Еще одна комната посвящена выставке вышитых полотен современных авторов. Прекрасные произведения.
Еще одна комната посвящена выставке вышитых полотен современных авторов. Прекрасные произведения.
Каменная Тихвинская церковь, построенная дедом будущего композитора - Николаем Алексеевичем Глинкой. Храм освятили в 1786 г. Здесь венчались родители композитора.
Каменная Тихвинская церковь, построенная дедом будущего композитора - Николаем Алексеевичем Глинкой. Храм освятили в 1786 г. Здесь венчались родители композитора.
Так вот, под звуки произведений композитора да под аккомпанемент трелей любимых им птиц, прошла наша прогулка по Ново-Спасскому.
Так вот, под звуки произведений композитора да под аккомпанемент трелей любимых им птиц, прошла наша прогулка по Ново-Спасскому.
«Музыка — душа моя» — сказал однажды юный Миша Глинка учителю, упрекавшему его за то, что на другой день после одного из домашних музыкальных вечеров в Новоспасском он был необычно рассеян и думал вовсе не об уроках. И этой фразой, наверное, он сам охарактеризовал свою жизнь.
«Музыка — душа моя» — сказал однажды юный Миша Глинка учителю, упрекавшему его за то, что на другой день после одного из домашних музыкальных вечеров в Новоспасском он был необычно рассеян и думал вовсе не об уроках. И этой фразой, наверное, он сам охарактеризовал свою жизнь.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому