Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 15:37
""

В 18 километрах к югу от Смоленска находится бывшая усадьба Тенишевых — Талашкино. Здесь на рубеже XIX—XX веков известная меценатка, коллекционер и художница Мария Клавдиевна Тенишева создала своеобразный художественный центр, получивший европейскую известность.

Во времена польского владычества король Сигизмунд III пожаловал село некоему шляхтичу Гейдалу Талашке. Его наследники служили уже русскому престолу и вначале XVIII столетия потомок Талашки Шупинский получил Талашкино за верную службу. В конце XIX века владелицей имения становится княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, в девичестве Шупинская. Мария Клавдиевна Тенишева была подругой княгини Святополк-Четвертинской и гостила у неё в Талашкино.
В 1893 году муж Марии Клавдиевны, крупный промышленник и учёный князь Вячеслав Николаевич Тенишев, приобрёл имение для своей супруги.

Мария Тенишева (1858–1928) относится к числу  известных русских меценатов, коллекционеров и покровителей искусства рубежа XIX–ХХ веков, ее имя занимает почетное место в одном ряду с Саввой Мамонтовым, Иваном Морозовым, Павлом Третьяковым и Сергеем Щукиным.
Мария Тенишева (1858–1928) относится к числу известных русских меценатов, коллекционеров и покровителей искусства рубежа XIX–ХХ веков, ее имя занимает почетное место в одном ряду с Саввой Мамонтовым, Иваном Морозовым, Павлом Третьяковым и Сергеем Щукиным.
Мария Клавдиевна не только поддерживала художников, но и сама была талантливой художницей. В начале XX века ее изящ­ные эмали со славянскими мотивами можно было встретить на крупных международных выставках в Брюсселе, Лондоне, Париже, Праге, Риме.
Мария Клавдиевна не только поддерживала художников, но и сама была талантливой художницей. В начале XX века ее изящ­ные эмали со славянскими мотивами можно было встретить на крупных международных выставках в Брюсселе, Лондоне, Париже, Праге, Риме.
 Благодаря постоянной финансовой поддержке супруга Тенишева открыла художественную студию в Петербурге и рисовальную школу в Смоленске, собрала богатейшие коллекции графики и русской старины.
Мария Клавдиевна была разносторонне одарённой женщиной. Отец её неизвестен. По слухам она была внебрачной дочерью самого императора Александра II.
Благодаря постоянной финансовой поддержке супруга Тенишева открыла художественную студию в Петербурге и рисовальную школу в Смоленске, собрала богатейшие коллекции графики и русской старины. Мария Клавдиевна была разносторонне одарённой женщиной. Отец её неизвестен. По слухам она была внебрачной дочерью самого императора Александра II.
«Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродить и занять место в современном искусстве. Мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым». М.К.Тенишева
«Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродить и занять место в современном искусстве. Мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым». М.К.Тенишева
В Талашкино работали Н. К. Рерих, М. А. Врубель, К. А. Коровин  и многие другие. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной.
В Талашкино работали Н. К. Рерих, М. А. Врубель, К. А. Коровин и многие другие. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной.
На хуторе Флёново Тенишева организовала оркестр балалаечников ( Врубель, Коровин  и сама Мария Клавдиевна украсили инструменты для оркестра) и любительский театр. Мария Клавдиевна принимала самое деятельное участие в постановке спектаклей как режиссёр, гримёр и костюмер.
На хуторе Флёново Тенишева организовала оркестр балалаечников ( Врубель, Коровин и сама Мария Клавдиевна украсили инструменты для оркестра) и любительский театр. Мария Клавдиевна принимала самое деятельное участие в постановке спектаклей как режиссёр, гримёр и костюмер.
Здесь, во  Фленово, княгиня осуществила свою заветную мечту, масштабный благотворительный и образовательный проект — открыла школу для сирот и крестьянских детей.  Были построены и дома для учителей, ремесленные мастерские.
Здесь, во Фленово, княгиня осуществила свою заветную мечту, масштабный благотворительный и образовательный проект — открыла школу для сирот и крестьянских детей. Были построены и дома для учителей, ремесленные мастерские.
В здании бывшей сельскохозяйственной школы вниманию посетителей представлена экспозиция, посвященная школе, открытой княгиней  в 1894 г. Экспозиция включает предметы школьного быта, учебники конца XIX — начала ХХ в., фотографии, списки учеников и многое другое.
В здании бывшей сельскохозяйственной школы вниманию посетителей представлена экспозиция, посвященная школе, открытой княгиней в 1894 г. Экспозиция включает предметы школьного быта, учебники конца XIX — начала ХХ в., фотографии, списки учеников и многое другое.
Обучение в школе было бесплатным, детям неимущих родителей предоставлялся пансион, одежда и обувь. По воспоминаниям княгини Тенишевой, мальчики охотно шли учиться, а девочки стеснялись. Девочек привлекали возможностью сшить себе сарафан или другую одежду, но, получив готовое платье, девочки часто исчезали.
Обучение в школе было бесплатным, детям неимущих родителей предоставлялся пансион, одежда и обувь. По воспоминаниям княгини Тенишевой, мальчики охотно шли учиться, а девочки стеснялись. Девочек привлекали возможностью сшить себе сарафан или другую одежду, но, получив готовое платье, девочки часто исчезали.
Дети изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, географию, закон Божий, физику и химию. Кроме того, каждый ученик обязательно изучал одно из ремёсел: девочки обучались рукоделию, мальчики по выбору занимались столярно-плотничьим,шорным, кузнечным или гончарным делом.
Дети изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, географию, закон Божий, физику и химию. Кроме того, каждый ученик обязательно изучал одно из ремёсел: девочки обучались рукоделию, мальчики по выбору занимались столярно-плотничьим,шорным, кузнечным или гончарным делом.
Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых Тенишева на свои средства отправляла учиться дальше.
Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых Тенишева на свои средства отправляла учиться дальше.
«Приходит в школу бессознательным дикарем — ступить не умеет, а там смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора — человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их... Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности».
М. К. Тенишева. Из книги «Впечатления моей жизни»
«Приходит в школу бессознательным дикарем — ступить не умеет, а там смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора — человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их... Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности». М. К. Тенишева. Из книги «Впечатления моей жизни»
Ученики начинали с простейших работ, а в третьем специальном классе уже ремонтировали классную мебель, делали веялки и ульи, оконные рамы и сундуки.
В кузнице ребята учились ковать подковы, обивали железом ящики и бочки, ремонтировали металлический сельскохозяйственный инвентарь.
В шорной мастерской ученики чинили сбрую, делали хомуты и уздечки.
Ученики начинали с простейших работ, а в третьем специальном классе уже ремонтировали классную мебель, делали веялки и ульи, оконные рамы и сундуки. В кузнице ребята учились ковать подковы, обивали железом ящики и бочки, ремонтировали металлический сельскохозяйственный инвентарь. В шорной мастерской ученики чинили сбрую, делали хомуты и уздечки.
Девочки учились шить, занимались кружевоплетением и вышивкой.
Сельскохозяйственное обучение велось по специальным программам: садоводству, земледелию, огородничеству, пчеловодству с обязательной летней практикой.
Девочки учились шить, занимались кружевоплетением и вышивкой. Сельскохозяйственное обучение велось по специальным программам: садоводству, земледелию, огородничеству, пчеловодству с обязательной летней практикой.
"Талашкино совсем преобразилось. Бывало, куда ни пойдешь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами. В углу стоят муфеля, и здесь, втихомолку, я давно уже приводила в исполнение свою заветную мечту, о которой даже говорить боялась вслух: делаю опыты, ищу, тружусь над эмалью. В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь — и сердце радуется» М.К.Тенишева
"Талашкино совсем преобразилось. Бывало, куда ни пойдешь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами. В углу стоят муфеля, и здесь, втихомолку, я давно уже приводила в исполнение свою заветную мечту, о которой даже говорить боялась вслух: делаю опыты, ищу, тружусь над эмалью. В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь — и сердце радуется» М.К.Тенишева
Одно из украшений Флёново -  «теремок» в неорусском стиле, построенный руководителем талашкинских мастерских, живописцем Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году на склоне холма.
Одно из украшений Флёново - «теремок» в неорусском стиле, построенный руководителем талашкинских мастерских, живописцем Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году на склоне холма.
Асимметричная композиция, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения придают "теремку" праздничный сказочный облик.
Асимметричная композиция, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения придают "теремку" праздничный сказочный облик.
Строили "Теремок"  в качестве гостевого дома и библиотеки. Сейчас его используют как музей.
Строили "Теремок" в качестве гостевого дома и библиотеки. Сейчас его используют как музей.
В «Теремке» можно увидеть изделия талашкинских мастерских и произведения тех, кто принес Талашкино славу, — мебель, изготовленную по эскизам С.В. Малютина, акварели М.А. Врубеля, керамику Н.К. Рериха, расписные балалайки, произведшие фурор на Всемирной выставке в Париже.
В «Теремке» можно увидеть изделия талашкинских мастерских и произведения тех, кто принес Талашкино славу, — мебель, изготовленную по эскизам С.В. Малютина, акварели М.А. Врубеля, керамику Н.К. Рериха, расписные балалайки, произведшие фурор на Всемирной выставке в Париже.
 В наш приезд он, увы, был закрыт, идет реконструкция.
В наш приезд он, увы, был закрыт, идет реконструкция.
Вокруг «Теремка» была ограда с четырьмя резными воротами, двое из них восстановлены.
Вокруг «Теремка» была ограда с четырьмя резными воротами, двое из них восстановлены.
Целый период в жизни Талашкино связан с именем Николая Рериха. До наших дней сохранилось великолепная мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная по его эскизам  над порталом Церкви Сошествия Святого Духа петербургским мозаичистом  Фроловым.
Целый период в жизни Талашкино связан с именем Николая Рериха. До наших дней сохранилось великолепная мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная по его эскизам над порталом Церкви Сошествия Святого Духа петербургским мозаичистом Фроловым.
По эскизам Николая Рериха выполнялась и внутренняя роспись храма, но, увы, она не сохранилась.
По эскизам Николая Рериха выполнялась и внутренняя роспись храма, но, увы, она не сохранилась.
Расстраиваться дела в Талашкино стали с началом Второй мировой войны.  Родители начали забирать из школы детей. Происходили поджоги.
Расстраиваться дела в Талашкино стали с началом Второй мировой войны. Родители начали забирать из школы детей. Происходили поджоги.
 Церковь не приняла рериховской росписи храма и отказалась его освящать, да и сам храм, построенный, как оказалось, с нарушениями технологий, требовал множества доработок. Из-за сырости гибла роспись.
Церковь не приняла рериховской росписи храма и отказалась его освящать, да и сам храм, построенный, как оказалось, с нарушениями технологий, требовал множества доработок. Из-за сырости гибла роспись.
А после революции 1917 года Мария Клавдиевна Тенишева, Сергей Васильевич Малютин и многие из замечательных деятелей искусства, бывавшие в Талашкино и Фленово, и вовсе были вынуждены были покинуть Россию.
А после революции 1917 года Мария Клавдиевна Тенишева, Сергей Васильевич Малютин и многие из замечательных деятелей искусства, бывавшие в Талашкино и Фленово, и вовсе были вынуждены были покинуть Россию.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому