Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 12:32
""
Лучший материал недели
по мнению редакции
Фотоальбом

Гнусная комната гнусного дома

COOLPIX P610
55 59

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина" — так начинается всем известная история, которая послужила причиной сегодняшней нашей прогулки. Да и сама прогулка стартовала отсюда же, с Патриарших. Кто, читая «Мастера и Маргариту», не хотел бы очутиться в местах, где произошло столько просто дьявольски интересных событий? Я — хотела. И если тогда, много лет назад, листая страницы романа (нет, не самоиздатовского, а уже вполне себе официального издания), я и не мечтала очутиться, например, в стенах той самой «нехорошей квартирки», занятой Сатаной и его свитой, то сейчас это вполне возможно. Нет, на бал к Воланду здесь вряд ли все же кто-то сможет попасть, но уж хотя бы одним глазком заглянуть в жизнь писателя, создавшего эту удивительную историю, вполне можно.

Итак, начали мы на Патриарших. Название «Патриаршие пруды» эта местность носит относительно недавно, а раньше это было Козьим болотом — местом выпаса и водопоя московских козлов. А ведь козел издревле считается символом кого? Правильно, того, кто и подсел здесь на лавочку к Ивану Бездомному и Михаилу Александровичу Берлиозу.

А дальше, как мы знаем, закрутилось-понеслось: странные речи подозрительного иностранца,
А дальше, как мы знаем, закрутилось-понеслось: странные речи подозрительного иностранца,
отчаянные попытки Иванушки Бездомного доказать Воланду, что его не существует,
отчаянные попытки Иванушки Бездомного доказать Воланду, что его не существует,
трагическая гибель Берлиоза, погоня дезориентированного поэта за  таинственной троицей, и бесславный провал преследования.
трагическая гибель Берлиоза, погоня дезориентированного поэта за таинственной троицей, и бесславный провал преследования.
Но это Иван так и не узнал, куда скрылись преступные элементы, а нам-то автор так прямо и назвал адрес, где свила  гнездо порока нечистая сила: Москва, Большая Садовая, дом 302-бис, кв.№ 50.
Но это Иван так и не узнал, куда скрылись преступные элементы, а нам-то автор так прямо и назвал адрес, где свила гнездо порока нечистая сила: Москва, Большая Садовая, дом 302-бис, кв.№ 50.
"Бис" означает "дополнительный" или "непредусмотренный", или "корпус". Возможным прообразом нехорошей квартиры послужила квартира № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице, где жил Булгаков после своего приезда в Москву. Туда мы  и отправились.
"Бис" означает "дополнительный" или "непредусмотренный", или "корпус". Возможным прообразом нехорошей квартиры послужила квартира № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице, где жил Булгаков после своего приезда в Москву. Туда мы и отправились.
Далее фотографии будут в оттенке сепия, так как он наиболее тесно ассоциируется у меня с атмосферой таких далеких от нас лет, когда здесь жил писатель, и происходили описанные им события.
Далее фотографии будут в оттенке сепия, так как он наиболее тесно ассоциируется у меня с атмосферой таких далеких от нас лет, когда здесь жил писатель, и происходили описанные им события.
Дом на Большой Садовой имеет длинную историю. Он принадлежал  московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики "Дукат", и был построен как доходный дом в 1903-1904 годах. До революции 1917 года в доме находилось общежитие высших женских курсов, которые закончила сестра Булгакова Надежда. В 1920-е годы ей с мужем здесь принадлежала комната. Когда Михаил Афанасьевич приехал в Москву, сестра уступила ему жилплощадь, а сама уехала в Киев.
Дом на Большой Садовой имеет длинную историю. Он принадлежал московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики "Дукат", и был построен как доходный дом в 1903-1904 годах. До революции 1917 года в доме находилось общежитие высших женских курсов, которые закончила сестра Булгакова Надежда. В 1920-е годы ей с мужем здесь принадлежала комната. Когда Михаил Афанасьевич приехал в Москву, сестра уступила ему жилплощадь, а сама уехала в Киев.
В отличии от Иванушки Бездомного, наша погоня за нечистой силой увенчалась успехом, вот они, преступные элементы, Коровьев и Бегемот. За ними - подъезд, где находится музей "Булгаковский дом".
В отличии от Иванушки Бездомного, наша погоня за нечистой силой увенчалась успехом, вот они, преступные элементы, Коровьев и Бегемот. За ними - подъезд, где находится музей "Булгаковский дом".
Здесь экспонируется архив фотографий, документов, публикаций, а также предметы эпохи, связанные с жизнью писателя.
Здесь экспонируется архив фотографий, документов, публикаций, а также предметы эпохи, связанные с жизнью писателя.
В число экспонатов музея входят: папка и кожаный плащ  М. А. Булгакова; портрет М. А. Булгакова, оформленный его сестрой; коллекция медицинских инструментов из больницы, в которой работал Булгаков; сумочка второй жены писателя Л. Е. Белозерской; ваза из семьи Светлаевых, описанная в романе «Белая гвардия» и др.
В число экспонатов музея входят: папка и кожаный плащ М. А. Булгакова; портрет М. А. Булгакова, оформленный его сестрой; коллекция медицинских инструментов из больницы, в которой работал Булгаков; сумочка второй жены писателя Л. Е. Белозерской; ваза из семьи Светлаевых, описанная в романе «Белая гвардия» и др.
Также в музее хранится посмертная маска писателя.
Также в музее хранится посмертная маска писателя.
В 2011 году в «Булгаковском Доме» был открыт Театр им. М.А. Булгакова. Своей основной задачей создатели театра считают погружение зрителя в мир творчества писателя — ведь кто может рассказать о творце лучше, чем он сам через свои произведения. К тому же, Булгаков был драматургом и страстным любителем театра, и многие свои произведения создавал сразу для сценического воплощения.
В 2011 году в «Булгаковском Доме» был открыт Театр им. М.А. Булгакова. Своей основной задачей создатели театра считают погружение зрителя в мир творчества писателя — ведь кто может рассказать о творце лучше, чем он сам через свои произведения. К тому же, Булгаков был драматургом и страстным любителем театра, и многие свои произведения создавал сразу для сценического воплощения.
Но в "Булгаковский дом" пойдем в другой раз, сегодня наша цель - подъезд №6. Здесь происходила вся чертовщина. И сюда же, в квартиру на последнем этаже, в свое время въехал Булгаков.
Но в "Булгаковский дом" пойдем в другой раз, сегодня наша цель - подъезд №6. Здесь происходила вся чертовщина. И сюда же, в квартиру на последнем этаже, в свое время въехал Булгаков.
Бывший врач отправился в столицу, пережив разгром Белой армии на Северном Кавказе, навсегда расставшись с младшими братьями, воевавшими в ее рядах, и сделав безуспешную попытку эмигрировать вслед за ними.
Бывший врач отправился в столицу, пережив разгром Белой армии на Северном Кавказе, навсегда расставшись с младшими братьями, воевавшими в ее рядах, и сделав безуспешную попытку эмигрировать вслед за ними.
В сентябре 1921 года Михаил Булгаков «приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда» – так написал он в автобиографии.
В сентябре 1921 года Михаил Булгаков «приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда» – так написал он в автобиографии.
"Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни…"
"Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни…"
"И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната.Без комнаты человек не может жить.Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане".
"И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната.Без комнаты человек не может жить.Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане".
Здесь вместе со своей женой Татьяной Лаппа писатель прожил три года, написав за это время свой первый роман «Белая гвардия», повести «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада», многие рассказы и фельетоны. О «квартирном вопросе», который испортил москвичей, Михаилу Афанасьевичу было известно не понаслышке.
Здесь вместе со своей женой Татьяной Лаппа писатель прожил три года, написав за это время свой первый роман «Белая гвардия», повести «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада», многие рассказы и фельетоны. О «квартирном вопросе», который испортил москвичей, Михаилу Афанасьевичу было известно не понаслышке.
В 1924 году Михаил Булгаков навсегда покинул дом на Большой Садовой, но  коммунальная  квартира № 50 не была им забыта. Спустя несколько лет, возможно, именно она стала прототипом «нехорошей квартирки» в романе "Мастер и Маргарита".
В 1924 году Михаил Булгаков навсегда покинул дом на Большой Садовой, но коммунальная квартира № 50 не была им забыта. Спустя несколько лет, возможно, именно она стала прототипом «нехорошей квартирки» в романе "Мастер и Маргарита".
Михаил Афанасьевич так  высказываться о своей «крыше»: «Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром".
Михаил Афанасьевич так высказываться о своей «крыше»: «Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром".
Итак, мы в квартире.
Итак, мы в квартире.
Начнем знакомство с Синего кабинета. На самом деле, в квартире на Большой Садовой у писателя никогда не было отельного кабинета.  Синий кабинет воссоздали по воспоминаниям современников и самого писателя на основе последнего кабинета Булгакова в Нащокинском переулке Москвы.
Начнем знакомство с Синего кабинета. На самом деле, в квартире на Большой Садовой у писателя никогда не было отельного кабинета. Синий кабинет воссоздали по воспоминаниям современников и самого писателя на основе последнего кабинета Булгакова в Нащокинском переулке Москвы.
Почти все убранство комнаты принадлежало писателю, кроме стульев, стола и радиоаппарата.
Почти все убранство комнаты принадлежало писателю, кроме стульев, стола и радиоаппарата.
«Гнусной комнатой гнусного дома» называл  Булгаков свое жилище в дневнике. В письме сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой — Земской за 1921 г. он пишет шутливое стихотворение о новом месте жительства:
"На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
атом.
Жаль, некоторых удобств нет
Например – испорчен ватерклозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол
течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того
ни с сего разгорится ярко..."
«Гнусной комнатой гнусного дома» называл Булгаков свое жилище в дневнике. В письме сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой — Земской за 1921 г. он пишет шутливое стихотворение о новом месте жительства: "На Большой Садовой Стоит дом здоровый. Живет в доме наш брат Организованный пролетариат. И я затерялся между пролетариатом Как какой-нибудь, извините за выражение, атом. Жаль, некоторых удобств нет Например – испорчен ватерклозет. С умывальником тоже беда: Днем он сухой, а ночью из него на пол течет вода. Питаемся понемножку: Сахарин и картошка. Свет электрический – странной марки: То потухнет, а то опять ни с того ни с сего разгорится ярко..."
Та самая комната, в которой жили писатель с женой. Обстановка в комнате была спартанской: железная кровать, маленький стол, за которым и писали, и обедали, и чемодан вместо шкафа.
Та самая комната, в которой жили писатель с женой. Обстановка в комнате была спартанской: железная кровать, маленький стол, за которым и писали, и обедали, и чемодан вместо шкафа.
Стол, который стоит в этой комнате сейчас, принадлежал не писателю, а его дяде,  профессору Николаю Покровскому, который считается прототипом профессора Преображенского из "Собачьего сердца". Единственная вещь здесь, принадлежавшая Булгакову - книжная полка.
Стол, который стоит в этой комнате сейчас, принадлежал не писателю, а его дяде, профессору Николаю Покровскому, который считается прототипом профессора Преображенского из "Собачьего сердца". Единственная вещь здесь, принадлежавшая Булгакову - книжная полка.
В письме к сестре Наде за 1922 г. Булгаков пишет: «Я бы описал тебе, как у меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шел с потолка дождь». 1921-1922 гг. были самым сложным периодом жизни Михаила Афанасьевича. В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник:
 
«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки….Обегал всю Москву — нет места… Валенки рассыпались».
Супруга писателя, Татьяна Лаппа, впоследствии писала: "Иногда мы не ели по три дня, у меня развилось малокровие. Я просто лежала. Не было ни хлеба, ни картошки и продавать уже было нечего".
В письме к сестре Наде за 1922 г. Булгаков пишет: «Я бы описал тебе, как у меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шел с потолка дождь». 1921-1922 гг. были самым сложным периодом жизни Михаила Афанасьевича. В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник: «Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки….Обегал всю Москву — нет места… Валенки рассыпались». Супруга писателя, Татьяна Лаппа, впоследствии писала: "Иногда мы не ели по три дня, у меня развилось малокровие. Я просто лежала. Не было ни хлеба, ни картошки и продавать уже было нечего".
Что осталось неизменным со времен писателя, так это вид из окна.
Что осталось неизменным со времен писателя, так это вид из окна.
До 1924 г. у Булгакова не было возможности переехать в другую комнату или другой дом. Как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых он не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из  кухни доносится ругань Аннушки».
До 1924 г. у Булгакова не было возможности переехать в другую комнату или другой дом. Как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых он не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки».
Но несмотря на  бедственное положение, квартира № 50 стала местом написания первого большого романа Булгакова - именно здесь родилась «Белая гвардия».
Но несмотря на бедственное положение, квартира № 50 стала местом написания первого большого романа Булгакова - именно здесь родилась «Белая гвардия».
«Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении.
Так я начал писать роман. Я описал сонную вьюгу. Постарался изобразить, как поблескивает под лампой с абажуром бок рояля. Это не вышло у меня. Но я стал упорен».
«Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении. Так я начал писать роман. Я описал сонную вьюгу. Постарался изобразить, как поблескивает под лампой с абажуром бок рояля. Это не вышло у меня. Но я стал упорен».
Неудивительно, что администрация музея одну из комнат превратила в эдакую мини - гостиную, которая создавала бы атмосферу домашнего уюта из  «Белой гвардии».
Неудивительно, что администрация музея одну из комнат превратила в эдакую мини - гостиную, которая создавала бы атмосферу домашнего уюта из «Белой гвардии».
"Белой акации гроздья душистые ночь напролет нас сводили с ума..."
"Белой акации гроздья душистые ночь напролет нас сводили с ума..."
Здесь, среди дореволюционной мебели, старых фотографий, гравюр и фортепьяно последней трети 19 века сейчас здесь проходят концерты и спектакли.
Здесь, среди дореволюционной мебели, старых фотографий, гравюр и фортепьяно последней трети 19 века сейчас здесь проходят концерты и спектакли.
А в этой комнате была коммунальная кухня.
А в этой комнате была коммунальная кухня.
Самые разные люди, вынужденные жить вместе на маленькой площади, становились участниками кухонных склок, ссорились, пили, дрались.
Самые разные люди, вынужденные жить вместе на маленькой площади, становились участниками кухонных склок, ссорились, пили, дрались.
От бесконечных скандалов писателя отделяла только небольшая полоска "проклятого коридора".
От бесконечных скандалов писателя отделяла только небольшая полоска "проклятого коридора".
Соседи Булгакова стали прототипами его рассказов, и это далеко не профессор Преображенский.
Соседи Булгакова стали прототипами его рассказов, и это далеко не профессор Преображенский.
Это были "Трактат о жилище", "Самогонное озеро", "Три вида свинства", "Записки покойника".
Это были "Трактат о жилище", "Самогонное озеро", "Три вида свинства", "Записки покойника".
Здесь так и звучат в мозгу строки из потрясающего "Собачьего сердца"  Владимира Бортко:
"Суровые годы уходят
борьбы за свободу страны.
За ними другие приходят - 
они будут тоже трудны..."
Здесь так и звучат в мозгу строки из потрясающего "Собачьего сердца" Владимира Бортко: "Суровые годы уходят борьбы за свободу страны. За ними другие приходят - они будут тоже трудны..."
"Но нету время рыдать, рыдать когда
Сменим мы стремя на сталь, на сталь труда..."
"Но нету время рыдать, рыдать когда Сменим мы стремя на сталь, на сталь труда..."
"На все вопросы один дадим ответ
И никакого другого нет..."
"На все вопросы один дадим ответ И никакого другого нет..."
"Промчалися страшные грозы
Победа настала кругом
Утрите суровые слезы
Пробитым в боях рукавом".
"Промчалися страшные грозы Победа настала кругом Утрите суровые слезы Пробитым в боях рукавом".
Вещи 1920-х, 1930-х и более поздних лет позволяют сложить образ советской коммуналки - тесной и загроможденной до самого верха.
Вещи 1920-х, 1930-х и более поздних лет позволяют сложить образ советской коммуналки - тесной и загроможденной до самого верха.
Возможно, именно этот примус "починял" наглый Бегемот.
Возможно, именно этот примус "починял" наглый Бегемот.
Экспозиция в одной из комнат посвящена истории и жильцам дома №10 на Большой Садовой. Здесь находится его интерактивный  макет.
Экспозиция в одной из комнат посвящена истории и жильцам дома №10 на Большой Садовой. Здесь находится его интерактивный макет.
Оказавшись здесь, посетитель может нажимать различные кнопки и опускать рычажки — тогда зажигаются окна квартир и появляются старые фотографии их жителей.
Оказавшись здесь, посетитель может нажимать различные кнопки и опускать рычажки — тогда зажигаются окна квартир и появляются старые фотографии их жителей.
И последняя комната посвящена литературному творчеству Булгакова и его сотрудничеству с печатными изданиями.
И последняя комната посвящена литературному творчеству Булгакова и его сотрудничеству с печатными изданиями.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому