Турист Юлия (Juliette17)
Фотоальбом

Там, за туманами...

Крым: полезная информация

Мангуп-Кале — один из нескольких пещерных городов Крыма, которые были построены еще при Византии, для охраны северных границ от набегов кочевых племен. С XIII века город был столицей византийского княжества Феодоро. Мангупские князья происходили из знатного армянского рода Гаврасов, бывших в родстве с византийскими императорами Палеологами. Город расположился на неприступной горе Баба-Даг. Южный склон горы отвесный, северный — труднодоступный, подняться на плато можно по оврагам, которые жители перегородили мощными стенами с башнями. Пока в Мангуп-Кале правили князья, город процветал и укреплял свое положение, в нем построили христианскую базилику, дворцовый ансамбль и укрепления из камня.

Веками городу приходилось отражать нашествия завоевателей. Но в XV веке после шестимесячной осады город захватили турки. Завоеватели отстроили здесь крепость и разместили гарнизон. После присоединения Крыма к России с плато ушли последние жители, и город начал постепенно разрушаться. Сегодня это место популярно среди туристов, отправились туда и мы.

К моменту нашей поездки в Мангуп-Кале погода, видимо, решила, что ясных дней для нас в этом путешествии достаточно, и нахмурилась, явно готовясь если не разрыдаться в полную силу, то хотя бы тихонечко всплакнуть.
Находится Мангуп-Кале в Бахчисарайском районе Крыма, недалеко от поселка Ходжа-Сала.  Прямо на окраине поселка туристов встречает множество водителей  УАЗов, предлагающих с ветерком отвезти наверх. Не успели мы въехать в поселок, как нас тут же атаковал один из них, настойчиво предлагая довезти  до главных достопримечательностей Мангуп-Кале. Всего за две с половиной тысячи рублей, вместе с покупкой билетов. "Вам нужно будет идти четыре километра в гору, постоянный подъем" - нагонял он на нас страху. "А если с вами дети, это вообще нереально!!!"  Но  мы приехали сюда, чтобы прикоснуться к старине, потрогать ее, почувствовать атмосферу давно ушедших веков. Вот как сюда вписывался УАЗик?
Находится Мангуп-Кале в Бахчисарайском районе Крыма, недалеко от поселка Ходжа-Сала. Прямо на окраине поселка туристов встречает множество водителей УАЗов, предлагающих с ветерком отвезти наверх. Не успели мы въехать в поселок, как нас тут же атаковал один из них, настойчиво предлагая довезти до главных достопримечательностей Мангуп-Кале. Всего за две с половиной тысячи рублей, вместе с покупкой билетов. "Вам нужно будет идти четыре километра в гору, постоянный подъем" - нагонял он на нас страху. "А если с вами дети, это вообще нереально!!!" Но мы приехали сюда, чтобы прикоснуться к старине, потрогать ее, почувствовать атмосферу давно ушедших веков. Вот как сюда вписывался УАЗик? Видя, что мы игнорируем его и направляемся в сторону кассы, водила начал торговаться, предлагая отвезти нас за две тысячи, если мы сами купим билеты. Как оказалось, билет на взрослого человека стоит 100 рублей, дети до 14 лет проходят бесплатно. То есть понимаете, на покупке билетов общей стоимостью 200 рублей, он хотел наварить 300!
Если сверху взглянуть на плато Мангуп, то оно похоже на отпечаток лапы огромного фантастического динозавра, где пальцы - это четыре мыса. Туристический маршрут начинается между мысами Чамну-бурун (Сосновый мыс) и Чуфут-Чеарган-бурун (Мыс вызова иудеев), в балке Табана-дере (Кожевенный овраг). Все самые интересные достопримечательности расположены на самом дальнем от начала маршрута мысе,Тешкли-бурун (Дырявый мыс). К началу нашего похода как раз над ним зависла задумчивого вида тучка.
Фото взято из интернета для наглядности.
В самом начале подъема нас поразили огромного вида улитки, неторопливо переползающие тропинку. Для масштаба я их сфотографировала на фоне руки мужа. Длиннее мужского пальца, вот это размер!
По заросшему лесом  оврагу Табана-дере мы начали подъем.  Табана-дере была одной из самых уязвимых точек крепости Мангуп-Кале, поэтому здесь в XVI веке была сооружена защитная стена. Остатки ее сохранились до сих пор.
По заросшему лесом оврагу Табана-дере мы начали подъем. Табана-дере была одной из самых уязвимых точек крепости Мангуп-Кале, поэтому здесь в XVI веке была сооружена защитная стена. Остатки ее сохранились до сих пор.
За стеной начинается караимское кладбище. Эти последователи библейского иудаизма появились здесь в XV веке. Занимались они в основном выделкой кож, отсюда и пошло название оврага, "Кожевенный". На кладбище более тысячи надгробий, на многих из них сохранились надписи на древнееврейском языке. Надгробия буквально устилают землю по обе стороны дороги. Стоящие, лежащие, поросшие мхом, с надписями и без - они повсюду.
Затем доходим до башни, которая входила во вторую линию обороны. Наконец-то мы поднялись на вершину плато. Здесь начинался средневековый город Феодоро. Мы входим на его территорию.
Мы вышли на полянку, где с VI века нашей эры стояла базилика-самый большой из средневековых храмов Крыма. После захвата Мангуп-Кале турками в 1475 году базилика перестала функционировать.
И вот тут-то на нас  и начал наползать туман. Буквально за одну минуту он окутал развалины базилики.
И вот тут-то на нас и начал наползать туман. Буквально за одну минуту он окутал развалины базилики.
Пройдя дальше, мы очутились словно за  кисейной завесой. Времени было часов десять, других туристов мы не встречали от самой кассы. Немного неуютно было в этой пелене и тишине, сразу вспомнился "Туман" Стивена Кинга.
Пройдя дальше, мы очутились словно за кисейной завесой. Времени было часов десять, других туристов мы не встречали от самой кассы. Немного неуютно было в этой пелене и тишине, сразу вспомнился "Туман" Стивена Кинга.
Пройдя дальше, достигли развалин церкви Святого Константина. Также как и базилика, она была разрушена турками в 1475 году.
Вдоль южного обрыва плато расположен ряд вырубленных в скале конструкций, таких как тарапаны (винодавильни) и пещерные сооружения.
Наконец мы достигли обрыва плато...Любуемся открывающимися видами...
"Раскинулась эта скала как плоская равнина, поросшая травой и тюльпанами, а вокруг нее зияют пропасти глубиной в тысячу аршин — настоящие бездны ада!.. Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью... Если крикнуть в тех долинах, которые раскинулись у основания обрывов, гора гудит полчаса, словно гром, а человека охватывают страх и удивление" - так описывал в семнадцатом веке Мангуп -Кале турецкий путешественник Эвлия Челеби.
Наконец, мы достигли цитадели, которая отгораживает самый дальний мыс Тешкле-бурун от остального плато.  Здесь у нас сотрудник заповедника проверил билеты. А еще, заметив, что мы направились к воротам цитадели по протоптанной тропинке, отправил нас другим путем, через провал в стене, где нужно было карабкаться по камням. В общем, развлек нас, как мог. Особенно насмешило, как он советовал появившейся после нас паре туристов обязательно сходить к обрыву, где " открываются чудесные виды". Впрочем, туман сегодня и правда удался...
Наконец, мы достигли цитадели, которая отгораживает самый дальний мыс Тешкле-бурун от остального плато. Здесь у нас сотрудник заповедника проверил билеты. А еще, заметив, что мы направились к воротам цитадели по протоптанной тропинке, отправил нас другим путем, через провал в стене, где нужно было карабкаться по камням. В общем, развлек нас, как мог. Особенно насмешило, как он советовал появившейся после нас паре туристов обязательно сходить к обрыву, где " открываются чудесные виды". Впрочем, туман сегодня и правда удался...
Крепость была возведена  в период раннего средневековья, гораздо раньше остальной части города. Когда город разросся, это укрепление стало играть роль его цитадели.
Крепость была возведена в период раннего средневековья, гораздо раньше остальной части города. Когда город разросся, это укрепление стало играть роль его цитадели.
В 1475 году на побережье Крымского полуострова высадились турки-османы. Пали одна за другой генуэзские крепости: Кафа (Феодосия), Солдайя (Судак), Алустон (Алушта), Горзувиты (Гурзуф), Чембало (Балаклава). Держался только Мангуп. Турки, завоевавшие к тому моменту почти всю Южную Европу, пять раз безуспешно ходили на штурм города.
Наконец, хитростью туркам удалось проникнуть в крепость, и город пал.
Вдоль обрывов мыса Тешкли-бурун и на его оконечности расположен ряд пещерных сооружений оборонительного и культового назначения.
Боевые казематы, высеченные в обрывах мыса, использовались для обзора и обстрела главной колесной дороги, ведущей в крепость, а также в качестве караульных помещений.
Большинство казематов снабжено бойницами и амбразурами для стрельбы и метания камней. Устроены они на самом обрыве, чтобы удобнее было поражать неприятеля сверху, в случае его приближения по дороге.
Особенность этих боевых сооружений - приспособленность их как для целей войны, так и для хозяйственного использования в мирное время. Здесь хранились всевозможные продукты, хозяйственный инвентарь. Об этом свидетельствуют вырубки для установки деревянных полок на стенах пещер и углубления на полу для днищ пифосов, в которых можно было хранить жидкие и сыпучие продукты (вино, масло, зерно, муку). В некоторых казематах содержались и животные, на это указывают высеченные у стен каменные разной высоты корыта с петлями для привязывания лошадей, а также мелкого и крупного рогатого скота.
Благодаря плодородным долинам юго-западного Крыма экономика  феодального  государства  Феодоро базировалась, прежде всего, на сельском хозяйстве. Население княжества занималось хлебопашеством, садоводством, огородничеством; значительного развития достигло виноградарство.  Процветали в княжестве и ремесла, главным образом гончарное, кузнечное, ткацкое. Важную роль играли различные отрасли строительного ремесла, особенно камнерезное дело.
Благодаря плодородным долинам юго-западного Крыма экономика феодального государства Феодоро базировалась, прежде всего, на сельском хозяйстве. Население княжества занималось хлебопашеством, садоводством, огородничеством; значительного развития достигло виноградарство. Процветали в княжестве и ремесла, главным образом гончарное, кузнечное, ткацкое. Важную роль играли различные отрасли строительного ремесла, особенно камнерезное дело.
При входе в некоторые пещерные сооружения, создается впечатление, что здесь  кто-то обитает. Пепел  в кострище был чуть-теплым, в отверстиях на стенах виднелись потеки воска от свечей.
При входе в некоторые пещерные сооружения, создается впечатление, что здесь кто-то обитает. Пепел в кострище был чуть-теплым, в отверстиях на стенах виднелись потеки воска от свечей.
В оконечности мыса расположен трехъярусный пещерный комплекс Барабан-Коба. От верхнего яруса сохранилось лишь вырубленное в скале основание квадратной дозорной башни.
 В нижнем ярусе пещеры Барабан-коба стоит колонна, если ударить по ней, услышите звук, напоминающий бой барабана. Предполагают, что здесь находилась тюрьма. Известно, что на Мангупе держали в заточении в 1569 году русского посла Афанасия Нагого с его спутниками, а в 1572-1577 годах Василия Грязного.
Мимо цитадели начинаем наш путь назад.
Между тем природа, видимо, сжалилась над нами и немножечко приподняла завесу тумана.
Отсюда, с мыса Елли-бурун (Ветренный) хорошо видны и пещера Барабан-Коба на мысе Тешкле-бурун, и цитадель, отгораживающая мыс от остальной части плато.
Вдали видно село Ходжа-Сала. Оттуда мы пришли.
В пещере Барабан-Коба видно сквозное отверстие, от него мыс и получил свое название-Дырявый.
Возвращаемся другой дорогой, вдоль северного склона плато.
По пути встретили несколько пещер и гротов. Преодолев достаточно затяжной спуск по заросшему лесом оврагу, мы выбрались к селу.